Эволюция рекламной фотографии марки ŠKODA

Рекламная фотография начала активно развиваться в двадцатые годы прошлого века – то есть, ей чуть менее столетия. Разумеется, рекламисты не могли обойти вниманием такое бурно и активно развивающееся явление, как автомобиль. Новые модели разных марок тут же стали предметом рекламы и объектом тематической фотографии.

Однако богатая история рекламного фото ŠKODA насчитывает уже почти 120 лет – и здесь нет никакой ошибки! Компания была основана в 1895 году, а самый старый рекламный плакат, который сохранила для нас история, датируется 1898 годом — это постер велосипеда Slavia. Как мы видим, «креативщики» XIX века применили нестандартный ход, изобразив девушку с велосипедом на весах, что демонстрировало лёгкость и современность этой техники. Кроме того, уже в 1900 году в спортивном приложении ежедневной пражской газеты была размещена реклама мотоциклов из Млада-Болеслав.

Cамой рекламной фотографии как таковой еще не было – в большинстве изданий ограничивались рисунками, схемами либо гравюрами. Однако компания L&K, с которой берет своё начало история современной ŠKODA, уже в 1912 году потратила около 90 тысяч чешских крон на рекламу, что эквивалентно 330 000 нынешних евро! И это было только начало — в дальнейшем вы увидите, как сама по себе марка ŠKODA развивалась параллельно с технологиями и модой рекламного фото.

В двадцатые годы чешская компания позиционировала себя как производитель солидных и даже элитных автомобилей. Именно поэтому первый Президент Чехословакии Томаш Гарриг Масарик гордо стоит на фоне своей новой ŠKODA Hispano-Suiza в замке Лани. По сути, это первое рекламное фото можно считать образцом идеальной подачи автомобиля в роли «индикатора статуса».

Рекламные фото автомобилей ŠKODA тридцатых годов были довольно просты и незатейливы — выгодные для автомобиля классические ракурсы, городская обстановка.

Впрочем, именно в это время на постановочных снимках возникают незатейливые сюжетные линии, а также появляются миловидные барышни — помнится, без них не обошлась реклама велосипедов Славия уже в 1898 году…

В этом отношении чешская компания не была пионером, но техника и приёмы рекламной фотографии полностью соответствовали духу времени.

Миловидная девушка и автомобиль – это сочетание станет классикой жанра не только для Skoda (1934 год)Миловидная девушка и автомобиль – это сочетание станет классикой жанра не только для ŠKODA (1934 год)
Величественный и монументальный Superb первого поколения отлично смотрелся на фоне современных чешских зданий, построенных в стиле конструктивизма и функционализма.

Сюжетные сцены появились в рекламном фото марки достаточно быстро (1935 год)Сюжетные сцены появились в рекламном фото марки достаточно быстро (1935 год)
В сюжетах тех лет компания делала акцент на то, что автомобили ŠKODA прекрасно подходят для семейной жизни. Именно поэтому постановочные сюжетные сцены отражали желания и потребности покупателей.

Skoda – это автомобиль для людей. Именно поэтому они в кадре (1946 год)ŠKODA – это автомобиль для людей. Именно поэтому они в кадре (1946 год)
В послевоенные годы модели на рекламных фото демонстрировали вместительность и многофункциональность автомобилей ŠKODA, которые отлично годились как для прогулочных поездок, так и для перевозок багажа и даже спортивного инвентаря.

В середине прошлого века произошло окончательное закрепление Шкоды как семейного автомобиля, что нашло отражение в сюжетных сценах.

Сами автомобили начали снимать и в неожиданных ракурсах – например, сзади.

Пейзажная съемка чередовалась с фотографиями на фоне великолепной чешской архитектуры – действительно, при таком количестве красивейших замков рекламистам ŠKODA не приходилось особо ломать голову по поводу локаций для съёмок.

Прибавив в цвете, в шестидесятые годы рекламные фото автомобилей ŠKODA стали более «гламурными». Европа уже достаточно оправилась после Второй мировой войны, а в эпоху беззаботных шестидесятых в мире царил достаточно высокий стиль, который нашел своё отражение не только в дизайне машин, но и во внешности моделей.

Сюжетные сцены несколько изменились: теперь автомобили ŠKODA можно было увидеть на фоне кораблей и яхт, возле лыжных курортов, гостиниц и ресторанов.

Качество жизни повышалось не только в странах Западной Европы, но и в ЧССР, что было заметно и по рекламным фото.

Новостройка тоже может быть отличным фоном для новой модели (1964 год)Новостройка тоже может быть отличным фоном для новой модели (1964 год)
При этом «шкодовки» позиционировались как неотъемлемый элемент такой жизни, причем по меркам тех лет продукция производителя из Млада-Болеслав выглядела вполне конкурентоспособной не только с позиции Союза.

Стабильным украшением рекламных фото чешской марки стали красивые девушки, которые повышали визуальную привлекательность изображений. Этот нехитрый приём, впрочем, стал своеобразным «стандартом отрасли», и чешская компания также активно применяла его практически всегда.

При этом для коммерческой техники использовались свои сюжетные сцены, в которых наглядно показывалась вместительность микроавтобусов, универсалов и фургонов.

Конечно, чешская марка на тот момент не могла похвастать ни высокой мощностью, ни роскошным оснащением социалистических Шкод. Однако благодаря усилиям специалистов по рекламе даже скромные заднемоторные «эмбечки» в шестидесятые годы выглядели стильно, а двухдверные модели смотрелись на фото и вовсе «буржуазно». Хорошо выставленный свет, интересный фон, сюжетная сцена – все это работало на практике!

Увы, в два последующих десятилетия рекламные фото автомобилей ŠKODA выглядели заметно скромнее и бледнее, чем прежде.

Возможно, в условиях планово-административной экономики тратить много сил, средств и времени для создания изображений и не требовалось – к тому времени во многих социалистических странах, включая саму Чехословакию, существовали длинные многолетние очереди на автомобили, поэтому чешские машины в особой рекламе не нуждались. Даже в конце восьмидесятых революционная для марки модель Favorit/Forman была представлена достаточно минималистично и даже скромно.

Все изменилось после того, как чешская марка «влилась в фольксвагеновскую семью», став полноправным членом концерна Volkswagen. После перепозиционирования моделей они были активно выведены на внешние рынки, включая Великобританию, что нашло своё отражение и в рекламных фото. В сюжетных сценах подчеркивалась доступность Felicia, которая органично смотрелась на фоне английских пейзажей и архитектуры.

Общий уровень исполнения фото заметно «подтянулся» — автомобили стали выглядеть солиднее и дороже, а ракурсы и фон напоминали о том, что ŠKODA является частью Volkswagen.

В девяностые годы люди на рекламных изображениях появляются не столь часто, как прежде, причем обычно – на заднем фоне, не отвлекая зрителя от изображения собственно автомобиля. При этом позиционирование бренда осталось неизменным – как и прежде, ŠKODA осталась автомобилем для счастливой семьи. Но при этом более современным, комфортабельным и безопасным.

С появлением модели Octavia автомобили на фото «поехали», причем достаточно быстро. Изображение динамично двигающегося в кадре автомобиля недвусмысленно указывало на то, что современные Шкоды предназначены для водителей, которые любят и умеют ездить. Действительно, благодаря «фольксвагеновской моторизации» чешские машины наконец-то сумели стряхнуть с себя «социалистическую пыль» и стали заметно мощнее.

В рекламных фото начала двухтысячных подчеркивалась и вместительность багажного отделения, причем совсем не с помощью множества чемоданов и сумок, как это практиковали в шестидесятые годы. Огромный багажник Octavia впечатлял зрителя, даже будучи полностью пустым.

В это время определённые преимущества новых моделей ŠKODA на рекламных фото стали подчеркивать с помощью локации и фона. К примеру, полноприводные версии выгоднее всего смотрятся на снегу, да еще с эффектной пробуксовкой всех ведущих колёс, боевой настрой спортивных версий RS подтверждается на гоночном треке, а внедорожные возможности кроссовера Yeti убедительно подтверждаются форсированием водной преграды. Всегда в движении – примерно так это звучит (и выглядит) сегодня.

Рекламное фото (особенно каталожное) – явление, несколько отличающееся от самой рекламы в её современной реализации. Безусловно, последняя использует «каталожные» изображения, сделанные в рекламных целях, но… далеко не всегда!

Вирусная, парадоксальная, провокационная – реклама может быть какой угодно, причем автомобиль на изображении может быть показан лишь частично либо отсутствовать вовсе! Успех рекламы заключается в самом слогане, игре слов или воображения, «дорисовавшего» нужное.

Компания по-прежнему любит использовать в качестве фона чешскую историческую архитектуру, ну а свою историю эволюции марки ŠKODA может подчеркнуть очень просто.

Ведь достаточно сделать совместное фото моделей из разных десятилетий, чтобы показать богатое наследие и постоянную эволюцию, характерную для чешского производителя. Находясь всегда в движении, ŠKODA не стоит на месте – и это хорошо видно не только по дизайну автомобилей, но и по уровню рекламных фото.