Металлические шпалы

Рельс прикрепляется к металлическим шпалам клеммами на фасонных болтах. Клеммы упираются в выштампованные в верхней постели шпалы ребра. Кроме шпал корытообразного сечения, на металлургических заводах, где требуется несгораемое верхнее строение, находят применение швеллерные, двутавровые и коробчатые металлические шпалы. Коробчатые шпалы внутри заполняют шлаком, что придает им несколько большую устойчивость. Ввиду высокой стоимости, жесткости пути и затруднительности уплотнения балласта под шпалой металлические шпалы имеют весьма ограниченное применение. Железобетонные шпалы, как и металлические, не нашли пока широкого применения ввиду их сравнительно высокой стоимости и жесткости. Железобетонные шпалы можно укладывать в местах, где требуется несгораемость материала или есть опасность повреждения шпал из других материалов (например, деревянных шпал термитами в. Средней Азии и др.). Помимо шпал, могут применяться и железобетонные полушпалы.

В качестве одного из наиболее удачных решений могут быть отмечены разработанные трестом Промтранспроект и КТИС железобетонные шпалы длиной 2,7 м и полушпалы длиной 1 м. Форма шпал и полушпал принята трапецоидальная со скосами у основания. Для приготовления железобетонных шпал без предварительного напряжения арматуры принимается бетон марки 300. Для рабочей арматуры применяют крученые стержни из стали марки Ст. 3. Вес арматуры для одной железобетонной шпалы составляет 29,2-29,9 кг. С целью экономии металла для устройства шпал может применяться и струнобетон.