Противооползневые мероприятия

Указанные выше деформации вызывают значительное уменьшение пропускной способности автомобильной дороги, так как при этом снижается скорость и безопасность движения автотранспорта. Интенсивная расчистка проезжей части от грунта и срезка бугров, образовавшихся при выпоре, в большинстве случаев вызывает повторные деформации устойчивости обочин и откосов выемки из-за разрушения естественной опорной призмы. Более радикальной мерой в этом случае является значительное уполаживание откоса или устройство подпорной стенки на устойчивых коренных породах склона. Но, если прочность подпорной стенки недостаточна и стенка неспособна воспринять оползневое давление грунта откоса, она разрушается. Наиболее легко устранимой формой деформации земляного полотна является сползание грунта откоса выемки через устойчивую подпорную стенку. Противооползневые мероприятия проектируют на основе точного анализа причин образования оползней, и прежде всего на основе детального изучения природных условий (климата, топографических особенностей и геологической структуры толщи склона, инженерно-геологических свойств пород, режима грунтовых вод, гидрологических условий водотоков, омывающих склон).

После детального изучения природных условий и других факторов воздействия можно прогнозировать формы возможных нарушений устойчивости склонов или откосов. К наиболее характерным из них относятся: обвалы и вывалы, обрушения со срезом и вращением, сколы при просадке, сползание, скольжение и оплывы. Такое широкое многообразие форм нарушения устойчивости склонов и откосов, отражающие влияние совокупности различных природных факторов, даст возможность хотя бы приближенно представить всю сложность проблемы количественной оценки степени устойчивости склонов и откосов эксплуатации горных автомобильных дорог. Детальное изучение природных условий, выявление причин возникновения оползней и вызываемых ими нарушений устойчивости склонов и откосов, а также деформаций земляного полотна и дорожных одежд позволяют наметить меры борьбы с оползнями на горных дорогах.